andreyyakovlev

Categories:

С новым, 2970, годом!

Сегодня Йеннайер — берберский Новый Год. Две тысячи девятьсот семидесятый.
Основных берберских этносов сейчас три: в самОм Алжире и в Марокко наиболее известны кабилы, за их пределами — туареги, а ещё есть шауийя. Кабилы говорят на языке амазиг (синонимы — амазир, тамазигт, тамазирт; согласный, который передаётся у нас через "г" либо "р", похож на французское "R", в тамазигте этот звук противопоставлен как обычному "р", так и обычному "г", вообще в этом языке очень богатый консонантизм). Тамазигт имеет в Алжире официальный статус, хотя и ниже, чем статус арабского и французского языков.
За истекшие примерно три тысячелетия у разных берберов обнаружились разные нюансы в исчислении времени, и накопилась разница в 5 дней. Поэтому, например, в Мзабе Йеннайер празднуют не 12, а 7 января. Но организованные праздничные мероприятия всё равно сегодня (и в Мзабе тоже). Праздник не является официальным, но в Тизи-Узу (городе, где работает единственная в АНДР кафедра языка тамазигт), да и по всей Кабилии, учреждения закрыты, потому что ВСЁ РАВНО на работу никто не придёт. Только школы работают: учителя рассказывают детям историю кабильского народа и разъясняют смысл праздника. Празднуюшие обычно одеваются в этот день во всё белое. Семья собирается за столом, на котором преобладают блюда белого цвета (вот это для нас совершенно неожиданно — придавать значение цвету еды!), обязательно много еды, содержащей большое количество сахара.
В этот день в 950 году до нашей эры амазигский вождь, чьё имя записывается консонантическим письмом как Ш-ш-н-к, а наиболее вероятными огласовками считаются "Шашнак" или "Шешонк", победил египетского фараона Псусеннеса II и стал первым фараоном XXII - амазигской - династии. Он основал в дельте Нила новую столицу — Танис (ныне Сан-эль-Хаджар). И я только мимоходом замечу, что мои источники обходят стороной вопрос о том, верно ли были состыкованы античное и христианское летосчисления, отсчитали ли 950 лет от непрерывных двух тысяч девятисот семидесяти, или 2970 получили суммированием девятисот пятидесяти и двух тысяч двадцати. Но если верить их сообщениям о том, что традиция празднования Йеннайера передавалась из поколения в поколение и не прерывалась, то верно скорее первое. Кто знает, добро пожаловать в комменты!

А теперь — просто праздничное, из мой книги "Белое пламя" (СПб., 1993), опубликовано также в сборнике «Смоленка в стихах: Антология авторов — сотрудников и ветеранов МИД России» (М.: Новый ключ, 2018, с.475).

ОВИДИЙ

Овидий! Овидий! Моих восемнадцати лет
Весёлый хранитель и первого курса услада!
Меж прочими самый любимый латинский поэт,
За всё, что я только задумал, двойная награда.

Устам отдаются стихи на таком языке,
Что слышатся струны, незримые горние струны,
Конечно, с долготами — да! — и, конечно, на "ке",
И ритмы, как будто родные, и гибки, и юны.

И вот мы едины, и я ничего не боюсь,
Спокоен, как в солнце играющий пламенем камень,
И, вновь замирая, до самозабвенья упьюсь
Как будто своими, как будто своими стихами.

25 декабря 1990

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.